Некорректная работа системы сцепления может проявиться в любой момент даже на новом транспортном средстве. Причем частота возникновения неисправностей этого узла, в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации автомобиля и манеры управления. Например, в городском режиме сцепление работает чаще, соответственно, и ломаться оно будет чаще. Помимо этого, агрессивный стиль вождения также служит причиной досрочного износа элементов сцепления. Также на работу системы влияет качество запчастей, установленных во время проведения ремонта, и квалификация выполнявшего его механика.
Если сцепление исправно, то оно не должно проскальзывать и выключаться после полного выжима педали. Все это не должно сопровождаться каким-либо шумом или стуком. Если же были замечены любые отклонения от нормы, следует немедленно провести диагностику узла сцепления. Расскажем о том, как выполнить это самостоятельно.
О чем поведает нам шум?
Если при полном нажатии педали сцепления отчетливо слышен гул, вполне возможно, что поврежден выжимной подшипник, и потребуется выполнить его замену. Однако перед этим необходимо проверить регулировку вилки выключения сцепления. В случае если она нарушена, новый элемент быстро выйдет из строя.
Одной из возможных причин появления сторонних звуков в системе сцепления является износ ступичных шлицев в ведомом диске. Это происходит из-за неправильной замены фрикционных накладок. Также выработку поверхности шлицев увеличивает перекос коробки передач, когда ее ось не совпадает с осью силового агрегата. Помимо этого, причина может заключаться в неисправности подшипника вала коробки.
Часто причина возникновения гула при включении сцепления заключается в критическом износе шлицев, но, также могут возникнуть проблемы и с возвратной пружиной вилки сцепления. Она может потерять свои пружинистые свойства либо попросту соскочить с места. Также источником шума могут выступать поврежденные элементы системы гашения колебаний.
Почему сцепление перестало выключаться?
В большинстве случаев при выключении сцепления наблюдается затрудненный ход педали, некорректная работа коробки передач, появление стороннего шума. Различают несколько причин возникновения этих явлений:
- Выработка фрикционных накладок.
- Износ взаимодействующих элементов системы сцепления, вследствие их постоянного перегрева.
- Выход из строя диафрагменной пружины.
- При длительном простое транспортного средства ведомый диск сцепления покрывается очагами коррозии, которые препятствуют нормальной работе системы. Также известны случаи, когда по этой причине он попросту срастался с маховиком.
Во многих случаях причина неисправности заключается непосредственно в некорректном функционировании привода сцепления. На автомобилях с гидроприводом не исключено завоздушивание системы либо протечки рабочей жидкости. В случае с механическим приводом не исключено расслоение троса, из-за чего иногда невозможно выключить сцепление.
Причины проскальзывания сцепления
Это явление случается при слишком больших оборотах силового агрегата, когда сцепление попросту не успевает включиться в работу. При этом трогание авто с места происходит рывками, а при переключении на повышенную передачу на подъеме снижается мощность мотора. Помимо этого в салоне автомобиля может ощущаться запах гари, что говорит об износе ведомого диска. Исправит ситуацию только его замена.
Среди других причин некорректной работы узла сцепления выделяют следующие:
- обильная масляная пленка на поверхности диска сцепления и маховике, в результате чего наблюдается проскальзывание;
- нарушение в работе привода;
- деформация ведомого диска.
При всем этом транспортное средство будет трогаться с рывками. Ремонт системы сцепления довольно трудоемкий и дорогостоящий, требующий высокой квалификации мастера, поскольку для восстановления работоспособности узла потребуется демонтировать КПП с автомобиля.
В случае возникновения поломок сцепления специалисты рекомендуют менять сразу весь узел, а не его отдельные элементы. Необходимо своевременно устранять мелкие неисправности, поскольку они всегда служат предпосылками к более серьезным повреждениям. Вполне возможно, что в один прекрасный момент на автомобиле даже не получится тронуться с места. Придется вызывать эвакуатор и отправляться в автосервис на проведение сложного и дорогостоящего ремонта системы сцепления.